• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как создать видеоурок? От теории к практике

Реальность такова, что даже перед школьным учителем может встать задача по созданию видеоурока. Неподготовленному человеку, как кажется на первый взгляд, будет очень сложно разобраться с технической стороной вопроса. Однако, не все так страшно.

В статье собраны практические советы по созданию видеоурока, которые раскрывают основные технические моменты подготовки и организации данного процесса.

Как создать видеоурок? От теории к практике

Видеоурок – целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, представленный в видеоформате, снятый с озвучиванием на видеокамеру или записанный с экрана монитора с помощью специальных программ захвата видео; для наглядности может использоваться компьютерная анимация. Использование видеоуроков в образовательном процессе позволяет структурировано, наглядно представить учебный материал и сделать его доступным для обучающихся в качестве элемента дистанционного курса.

С точки зрения технологического подхода к разработке видеоуроки можно разделить на пять основных видов:

– слайд-шоу, снабженное комментариями;

– видеоурок по технологии скринкастинга (скринкаст – это «видеозахват» действий на экране компьютера, который сопровождается голосовыми комментариями);

– компьютерная мультипликация (анимация);

– видеозапись «живого» рисования (на бумаге, на доске и т.д.), снабженная комментариями;

– видеозапись традиционного урока, мастер класса, лекции и пр.

Структура

Видеоурок состоит из трех основных частей:

Введение

Во введении должна быть обозначена тема и определены вопросы, которые будут рассмотрены в видеоуроке.

Содержательная часть

В содержательной части объясняется основной учебный материал, который может включать теоретическую часть и практическую.

Заключение

В заключении необходимо повторить ключевые моменты урока, ответить на вопросы, обозначенные во введении и предложить учащимся задания по изученному материалу.

Технические средства

При создании видеоурока необходимо использовать следующие технические средства и учитывать их характеристики:

 

1)  Камера

Смартфон

Преимущество камеры смартфона заключается в ее доступности. Снятое видео можно сразу отредактировать с помощью специальных мобильных приложений (например, iMovie для iPhone и iPad).

Для улучшения качества звука, полученного во время видеосъёмки на смартфон, могут подойти наушники с микрофоном или петличный микрофон.

При съемке видео важно правильно выбрать ракурс и обеспечить устойчивость смартфона. Для этого подойдет обычный штатив или штатив с адаптером для фиксации смартфона.

На качество видео влияет разрешение камеры: чем больше разрешение, тем лучше будет качество видео. Хорошую картинку обеспечивает разрешение Full HD – 1920х1080px.

Смартфон – оптимальный вариант для тех, кто только начинает создавать собственные видеоматериалы. Съемка на смартфон не требует особых навыков и материальных затрат.

 

Веб-камера

Съёмка видео на веб-камеру распространена среди YouTube блогеров. Качество видео на веб-камеру не такое высокое, как у снятых с помощью смартфона, но это можно исправить при помощи настроек экспорта видео. При увеличении битрейта (количество бит, используемых для передачи/обработки данных в единицу времени) до 10,000 – 20,000 бит/c размер файла будет больше, зато качество видео станет значительно выше.

 

Цифровой фотоаппарат

При использовании цифрового фотоаппарата необходимы определенные знания и навыки по настройке камеры. Главное преимущество цифровой камеры – высокое качество изображения.

Для записи звука, как и при использовании смартфона или веб-камеры, понадобится микрофон.

 

2) Звук

Звук в видеоуроке так же важен, как и картинка. Для записи качественного видео понадобится микрофон. Микрофон, встроенный в цифровую камеру или смартфон, не позволит добиться высокого качества звука.

 

Направленный микрофон

Направленный микрофон располагается над камерой и обращен прямо на вас, что позволяет «отсекать» все посторонние звуки. Данный вариант может не подойти в случае ограниченности материально-технической базы для на создания видеурока.

 

Петличный микрофон

Подходит для фото- или видеокамеры, смартфона и компьютера. Микрофон крепится на одежду и подсоединяется к компьютеру, записывающему устройству или непосредственно к камере. Существуют и беспроводные модели, но на начальном этапе можно использовать стандартный, который подключается к камере.

 

Настольный микрофон

Как правило, используется для видео с веб-камеры. Настольный микрофон удобен для записи видеопрезентации с закадровыми комментариями. При таком способе записи звука важно учитывать расстояние от говорящего до микрофона. Если микрофон расположен слишком далеко, звук может пропасть.

Существует множество вариантов записывающих устройств, и выбор микрофона во многом зависит от того, какую камеру вы выберете для записи видео.

 

3) Свет

Преимуществом съемки на открытом пространстве является хорошее освещение, но посторонний шум и погодные условия могут создать проблемы. Поэтому запись качественного видео лучше проводить в помещении.

Пространство, в котором проходит съёмка, должно быть хорошо освещено. Днём может хватить естественного света. В темное время суток недостаток света можно компенсировать, установив лампы с двух сторон от говорящего. Если позади говорящего находится стена, необходимо поместить источник света за спиной, чтобы убрать ненужные тени.

 

4) Программы для монтажа

Монтаж – важная часть работы с видео, без него невозможно получить по-настоящему качественный и законченный продукт. Существует ряд инструментов для профессионального монтажа, которые позволяют вырезать неудачные куски видео, добавить различные эффекты, обрезать кадр и многое другое.

Вот некоторые из таких программ:

– Adobe Premier Pro – простая программа для Windows, macOS, которая позволит качественно смонтировать видеоурок. Есть бесплатная пробная версия на месяц.

– Shotcut – полностью бесплатная программа для Windows, macOS и Linux. Позволяет достаточно просто смонтировать видео любого формата.

 

5) Формат видео

Универсальный формат видео, который читает большинство устройств и принимает большинство платформ – mp4. Именно в нём стоит изначально снимать видео или сохранять впоследствии. Но, если видео сохранено в другом формате, можно использовать бесплатные онлайн конвертеры для видео. При сохранении видео рекомендуется использовать видеокодек Н.264, аудиокодек – ААС.

 

6) Запись экрана

Записать видео с экрана можно как с помощью встроенных инструментов, так и сторонними программами.

QuickTime Player – встроенная программа для записи экрана для компьютеров Apple. После завершения записи файл может быть сохранен в видеоформате.  

На Windows, macOS и Linux можно установить русскоязычную программу OBS studio, в которой доступна запись видео в одном из форматов: FLV, MP4, MKV, MOV. Программа OBS позволяет не только записывать изображение с экрана монитора, но и вставлять окно веб-камеры, записывать звук с экрана и внешнего микрофона/петлички. Тем самым создание образовательной лекции с педагогическим комментарием становится доступным и не требует профессиональной аппаратуры.

С помощью программ Movavi Screen RecorderCamtasia Studio можно записать видео одновременно с экрана, веб-камеры и встроенного или внешнего микрофона. Эти программы позволяют одновременно запустить демонстрацию слайдов и видео.

Программа UVScreenCamera позволяет не только записывать видео с экрана и веб-камеры, но и рисовать виртуальным карандашом на экране, что позволит создавать ролики в стиле академии Хана.

 

7) Заставка для видео

Сделать обложку, предваряющую презентационный ролик и каждый урок, можно как в профессиональных графических редакторах, например, Adobe Photoshop, так и с помощью инструментов, которые предлагают готовые шаблоны.

Один из вариантов – сделать слайд в PowerPoint или Keynote и сохранить в формате изображения jpeg.

Также можно воспользоваться онлайн-сервисом для графического дизайна Canva, который предлагает большое количество шаблонов, картинок, иллюстраций, надписей для оформления материала.

 

8) Анимация

Даже такой сложный инструмент для создания образовательного видео как анимация доступен каждому. Можно воспользоваться одной из программ для создания персонажей, которая не предполагает у вас навыков рисования. Единственный минус – данные сервисы, как правило, платные.

Vyond – программа предоставляет библиотеку персонажей, объектов реального мира и звуков, используя которые можно создать анимационный ролик на любую тему. Программа платная, предлагает бесплатный доступ на 14 дней.

Программа Animatron позволяет создавать не только ролики, но и вставлять анимированных персонажей в готовые видео, а также добавлять надписи и эффекты на видео, создавать из них коллажи.

Стоит отметить, что сложности могут возникнуть из-за того, что для обеих программ доступен только англоязычный интерфейс.


 

Ольга Тихомирова