Интервью с Михаилом Мокринским - директором школы «Летово»
Завершился второй сезон конкурса «Урок для учителя». Отличий от прошлого года много: новый состав предметов, модернизированный формат отборочного этапа и очный финал в школе «Летово». О том, какие уроки нужны современной школе — её учителям и ученикам, рассказал директор школы «Летово» Михаил Мокринский.
— Школа «Летово» выступила партнером конкурса «Урок для учителя». Почему поддерживать педагогические конкурсы важно для вашей школы?
— Педагогические конкурсы помогают выявить те вещи, которые получается реализовать у некоторых учителей и которые могли бы реализовать все.
На педагогических конкурсах намерения превращаются в примеры, образцы, а образцы в устойчивые практики.
Летово стремится держать в фокусе две вещи: качество образовательных результатов и «правильные» способы их достижения (деятельность, взаимодействия, технологии).
Подготовка урока, коллективное планирование, открытое сообщество профессионалов, открытая система профессионального развития, обмен методическими наработками, мероприятия для учителей — все это звенья одной цепи. В ней мы сталкиваемся с новыми вызовами, новыми вопросами и находим на них ответы. Конкурс — это новые вопросы и новые ответы не только для непосредственных участников, но и для множества их коллег.
— В чем ценность межпредметных уроков в гибридном формате, которые были представлены на конкурсе?
— Межпредметные задачи уже давно стали одним из показателей культуры школы — академической культуры планирования и социальной культуры взаимодействий.
Гибридный формат проведения уроков — это новое поколение организационно-методических решений.
Гибрид и междисциплинарность объединяет их принадлежность к одной важной тенденции современной школы — интеграции предметных знаний в сложно организованные виды деятельности, контролируемое использование открытых внеурочных форм работы. Конкурс поддерживает это важное движение.
В Летово также проводят подобные занятия. Мы убеждены, что будущее за управляемым разнообразием, структурированным, высокотехнологичным, обрамляющим работу коллектива учителей и учащихся.
— Любой конкурс строится на системе оценивания. А как оценивать учителей в вне конкурса, в их обычной работе? Как это делают в Летово?
— В понимание качества урока встроено множество приоритетов учителя и школы. Первое, что помогает в оценке учителей — стандарт, единая система требований: требований программных, организационных, методических.
Второе — ежегодный прирост стандарта: то, что вчера никто ещё не делал, завтра будет обязательно для всех.
Третье — специализация: что ты делаешь лучше других?
Четвертое — - вклад в систему работы школы. В текучку и в развитие. В обеспечение самообразования, проектной деятельности, сетевых форм работы, дополнительного образования, саморазвития, жизни сообщества.
Здесь может быть и пятый, и шестой критерий. Важно, чтобы в основе оценивания лежало понимание смысла образцов, следование ценностям и принципам, правилам и процессам, формирование требований, нормирование.
— Может ли учитель самостоятельно понять, какими сильными и слабыми сторонами он обладает? Как это сделать?
— И да, и нет.
Есть привычное, понятное. И первые ошибки в самооценке и внешней оценке связаны с тем, что самые неуловимые искажения, непонимания — часть традиции. Традиция сопротивляется рефлексии и преобразованию как в профессиональном сообществе, так и в голове человека.
Есть новое. Оно доступно сначала как идея, потом как пример, потом как система. И, наконец, снова как традиция.
Учителю надо помогать видеть свои сильные и слабые стороны трижды. Как привычные решения; как новые задачи; как баланс между базой и новациями.
В этой системе координат учитель может сверять свое видение с позицией школы, целенаправленно развиваться.
— Если педагог видит свои точки роста, то что может ему помочь в развитии?
— Ресурсы саморазвития, бесконечные и доступные тому кто знает, как поставить вопрос.
В первую очередь это профессиональное сообщество тех, кто приходит со своими вопросами, ответами, контекстами, это система работы школы, которая ставит проблемы и задачи, превращает их в решения и подсказывает направления развития.
Профессиональное развитие должно осуществляться как организованный процесс, как система подсказок, ресурсов, сформированных профессионалами из опыта профессионалов.