Оценка детей — это главное в работе учителя Интервью с призерами конкурса «Урок для учителя»
Русский язык, литература, обществознание и история — все эти предметы интересны по отдельности, но представьте себе урок, на котором они все совмещены. Именно такой урок провела команда, которая стала победителем специальной номинации детского жюри.
Мы провели интервью в необычном формате, где интервьюером был школьник, а на его вопросы отвечали учителя — участники команды «ИстЛитОбщество».
Читайте разговор десятиклассницы Алены Орловой и учителей-победителей конкурса о взаимоотношениях с учениками и их родителями, междисциплинарных уроках, обратной стороне профессии и о принципах, которых они придерживаются в преподавательской деятельности.
Туманян Екатерина — студентка НИУ ВШЭ, преподаватель обществознания.
Кулакова Екатерина — учитель истории и обществознания ЧОУ «Гимназия 1» Новороссийска.
Иващенко Ирина — учитель русского языка и литературы ЧОУ «Гимназия 1» Новороссийска.
Ученики отметили вас специальной номинацией. Как вы думаете, что выделяет вас среди других участников, почему школьникам понравился ваш урок?
Туманян Екатерина: Честно говоря, я была удивлена результату. В финальном этапе участвовало множество команд, я видела, что там было много очень опытных, прогрессивных педагогов, конкуренция, судя по всему, была очень серьёзной. Мне хочется надеяться, что мы весёлые. Мне всегда больше других нравились позитивные, лёгкие на подъём учителя. Их примеру и стараюсь следовать. Урок должен вызывать интерес и эмоциональную реакцию, а не уныние и скуку. У нас в команде были замечательные, опытные учителя из Новороссийской гимназии, мы много репетировали, в том числе и с их учениками, очень долго трудились над планом урока, продумывали технические моменты. Коллеги прекрасно коммуницировали. Думаю, всё это сыграло роль.
Кулакова Екатерина: Если честно, ответить на этот вопрос достаточно сложно, потому что достаточно сложно повлиять на мнение учеников за такой короткий срок — 30 минут урока. Мне кажется, специальная номинация нам досталась, потому что мы старались максимально качественно поработать с учеником в комфортных условиях, в которых ребенок получает знания через опыт.
Иващенко Ирина: Разрабатывая занятие, мы старались выстроить его так, чтобы всего участники — и педагоги, и ученики — были вовлечены в работу. Старались подобрать материал, доступный для разновозрастной аудитории, как это было заявлено в условиях конкурса. Для учеников, подключенных онлайн, разработали пошаговую инструкцию, руководствуясь которой они могли выполнять все задания. В центре нашего внимания всегда стоял ученик. Именно поэтому нам особенно приятно, что мы победили в этой номинации. Оценка детей — это главное в работе учителя!
Поделитесь секретом, как у вас получается выстраивать хорошие взаимоотношения со своими учениками?
Иващенко Ирина: Успешный учитель — это успешные ученики, поэтому и работу свою выстраиваю так, чтобы вовлечь каждого в процесс обучения. Для этого важно поддерживать доброжелательную обстановку на уроке, создавать ситуацию успеха, отмечать рост и старание каждого ученика. А еще не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать и давать право выбора.
Кулакова Екатерина: Я считаю, что главный секрет учителя — это быть во времени, идти в ногу со временем и понимать, что все меняется.
В жизни любого человека случаются конфликты. У вас наверняка были конфликты с учениками и их родителями. Расскажите, как у вас получалось их разрешать, что для этого нужно?
Туманян Екатерина: Думаю, в первую очередь учителю необходимо обладать чувством юмора и уравновешенным характером. Тем не менее такие конфликты, на мой взгляд, не должны считаться нормой, невзирая на их частоту. На учителя ложится огромная нагрузка — мало того, что ему необходимо следить за непосредственно учебной деятельностью — объяснять материал, проверять работы, работать с отстающими учениками и прочее — кроме всего этого он должен ещё и играть роль друга, психолога и всё прочее в этом духе. Это совершенно неадекватная нагрузка. Нет ничего удивительного в том, что многие учителя быстро выгорают. Отношения родителей с учителем должны быть чисто формальными, а их вопросы и претензии должна разрешать специальная конфликтная комиссия. А вот конфликты с учениками должны решаться исключительно с ними, без вмешательства родителей. Особенно если ученик взрослый.
Давайте представим, что можно создать идеального ученика, каким бы он был?
Туманян Екатерина: Спокойным, но не лишённым энтузиазма. Честным, но без наглости. В конце концов, ведь характер человека соткан из противоречий!
Кулакова Екатерина: Идеальный ученик для меня — это человек думающий и размышляющий, стремящийся к развитию.
Иващенко Ирина: Организованный, любознательный, работоспособный и целеустремленный
Большинство школьников переживает по поводу оценок, важных работ, ЕГЭ. А из-за чего переживают учителя?
Туманян Екатерина: Учителя переживают о том же, о чём и ученики (и о сотне других вещей в придачу). Поэтому весь образовательный процесс превращается в адский котёл из нервов, страхов и бессмысленной суеты. На самом деле и те, и другие страдают не из-за оценок, а из-за давления и страха наказания в случае неудачи. Учитель боится получить от администрации, ученик — от родителей. Непосредственная цель образования — знания, уходит на последний план. Это плохо и неправильно.
Если Вы видите, что ребенок волнуется, что вы ему говорите?
Туманян Екатерина: Я говорю, что мир намного больше, чем ему кажется. Многие дети живут в очень ограниченном мире: для них не существует ничего, кроме школы, и они думают, что, завалив школу, они завалят жизнь. Я рассказываю им о множестве альтернативных возможностей, о неизвестных им сферах деятельности, о разнообразных способах достижения их цели. Объясняю, как мало значат оценки в школе и как много — любопытство, приятный характер, неакадемические знания и навыки. Часто на этом этапе выясняется, как плохо зачастую дети думают о себе, как они в себя не верят. Им кажется, что многие вещи им недоступны и слишком сложны для них — я на примерах объясняю, что это не так.
Немаловажным для продуктивной учебы является сплоченный коллектив. Что помогает поддерживать дружескую атмосферу в классе?
Туманян Екатерина: Меньше официоза и напускной важности, больше искренности. Учителям, как и вообще людям, нравится, когда внешне всё красиво и гармонично обустроено — ради этого они готовы жертвовать внутренним наполнением отношений. Достаточно взглянуть на любой открытый урок, чтобы увидеть это. Лучшими учителями для меня всегда были самые простые и непосредственные, в которых не было лицемерия и гордости. Нужно всегда говорить только правду и ни на что не закрывать глаза. Кроме того, я повторюсь: учеба должна быть занимательной. Люди показывают свои худшие стороны, когда им скучно и тяжело — начинаются конфликты, несогласия, проявления жестокости. Не следует перегружать детей тысячами фактов, которые они навсегда забудут после экзаменов; нужно больше практических занятий, разделение на профили — но такие преобразования, к сожалению, уже не в учительских руках.
Иващенко Ирина: Чтобы воспитать сплоченный коллектив, нужно, чтобы каждый ученик ощущал себя частью целого, знал, что ему помогут одноклассники, поддержат. Поступки литературных героев мы сравниваем с собственными. Участвуем во всех акциях, учимся делать добрые дела, уважать мнение каждого, радоваться успехам одноклассников и гордиться их победами. Тогда классный коллектив становится настоящей семьёй.
Кулакова Екатерина: В моем классе просто нет единого верного мнения, даже моего. Поэтому работа по любой из тем выстраивается в доверительной атмосфере, когда человек понимает, что он может иметь точку зрения, отличную от других, и что эта точка зрения может меняться.
Чему Вас научил «Урок для учителя»?
Туманян Екатерина: Тому, что учителя тоже люди. Мне понравился последний этап, где была возможность общения с другими участниками. Для нас организовали несколько мероприятий, и я увидела, можно сказать, внутреннюю кухню, услышала, что учителя думают о своей работе, как они относятся к детям, как переживают и волнуются, о чём размышляют. Я убедилась в том, что образование — это сфера, над которой нужно трудиться, которую нужно преобразовывать, которой нужно очень серьёзно и основательно заниматься, потому что образование в некотором смысле создаёт всех нас, и его возможности величественны и опасны в своей неограниченности. Это очень важная, очень проблемная, тяжёлая, актуальная сфера, развитию которой можно посвятить жизнь.
Иващенко Ирина: Этот конкурс научил меня работать в команде, позволил совершенствовать свой профессионализм, я получила бесценный опыт, за что очень благодарна всем! Конкурс показал, что для современного учителя расстояние — не преграда для того, чтобы нести свет знаний детям!
Кулакова Екатерина: Конкурс научил меня всему, как бы странно это ни звучало. Потому что, когда проходишь все этапы от начала и до конца, очень много узнаешь и о себе, и о коллегах. Мне кажется, что конкурс — это маленькая жизнь.
Алена ОРЛОВА — автор