Находитесь постоянно в пути, постоянно в поиске – интервью с Любовью Дружининой
Раньше считалось, что учитель в школе единственный носитель знаний, который должен передать их ученикам. С появлением интернета знания стали доступны каждому. Изменилась ли в этих условиях роль учителя?
Конечно. Меняется мир, следовательно, меняется роль учителя. Не скажу, что сейчас функции передачи знаний у учителя нет и не должно быть совсем. Она должна быть хотя бы потому, что в нашей системе все равно в итоге проверяются знания, а не компетенции, как прописано во ФГОС. Но передача знаний не единственная функция и не самая главная.
В наше время проблема не в том, что доступа к знанию нет, оно сакрально – проблема в том, как его найти и выбрать из множества, отличить верное от фейкового, а достоверный источник от ненадежного. Предметные знания, конечно же, нужны, просто к ним добавляется новый уровень из софтскиллов. И в школе с помощью учителя ими нужно овладеть.
Каким по-вашему мнению должен быть современный педагог?
В первую очередь, учитель должен быть неравнодушным: ни к своей деятельности, ни, самое главное, к детям. Мне, как учительнице, не всё равно, кто мои ученики, не всё равно, какие у них проблемы, какие радости, не всё равно, что им интересно и неинтересно. Я по мере своих сил ищу к ним подход и подход к их образованию.
Учитель должен быть любопытным. И сейчас я говорю не только про предметные знания, а любопытным до жизни. Я учительница литературы, и я не перестаю читать книги, критику – это замечательно, это делает меня профессионалом своего дела, но этого недостаточно. Я считаю, что мне должно быть интересно, что в целом происходит в мире и быть в курсе всех актуальных повесток и в политике, и в культуре, и в экологии и пр.. Это помогает мне быть личностью, ведь учителю важно быть личностью в глазах детей. Потому что учитель – это одна из доступных ролевых моделей для детей.
Ещё важно не останавливаться на мире школы – не жить только школой, а смотреть шире. По своему опыту могу сказать, что это возможно, когда ты уходишь из нее, хотя бы на какое-то время. Потому что в какой-то момент ты попадаешь в эту воронку из уроков, детей, мероприятий, проектов, поездок, и начинаешь смотреть очень узко, мыслить школьной жизнью и школьными делами. Да, в школе много чего происходит, но, откровенно говоря, это всё равно прудик. Нужно иногда приподнимать над ним глаза, чтобы лучше видеть. А как иначе развиваться?
И последнее, важно уметь признавать то, что ты не всезнающий человек, принять своё несовершенство. Вообще, очень странно, что кто-то продолжает поддерживать образ всезнающего и всемогущего учителя. Это странно, потому что мир же не так устроен и человек не всесилен даже в своём кабинете. Такой образ сильно обманывает ожидания и может разочаровать в какой-то момент.
Я назвала очень очевидные вещи, но, когда я общаюсь с некоторыми учителями, то оказывается, что это вообще не очевидно. Многие будто остались в прошлом: до сих пор ставят себя выше учеников, потому что якобы знают всё, считают, что раньше образование и дети были лучше.
А не возникнет ли из-за последнего проблем? Ну то есть, если дети будут видеть, что учитель просто человек, не потеряет ли он свой авторитет, а ученики дисциплину?
Это, наоборот, должно помогать. У меня коллега говорит, и я с ним согласна, что проблем с дисциплиной не существует - есть проблемы в заинтересованности учеников и в твоём умении как учителя их заинтересовать. Я считаю, что образ полубога создаёт огромный барьер между учеником и учителем, и из-за этого барьера многое можно потерять.
Важно ли в наше время педагогам использовать междисциплинарный подход?
Многие под междисциплинарностью понимают урок раз в год, где, например, учитель химии и учитель музыки собираются, чтобы сделать что-то вместе. Это классно, но раз в год это не работает – нужна системность. Школа должна давать цельную картинку о мире, а пока школа из-за предметно-урочной системы скорее разбивает этот мир на части и не собирает его. Вот в этом смысле междисциплинарность очень важна, потому что за счёт неё происходит соединение и понимание взаимосвязанности многих вещей в мире.
Реализовать это можно, например, за счёт системы концептов, которая есть в международном бакалавриате (IB). Какой-то концепт изучается одновременно на всех предметах в течение определенного времени, плюс ещё делаются проекты и исследования. Ученик видит, что на всех уроках говорится про одно и то же, но под разными углами. При таком подходе рождается понимание, а не разрозненное знание.
При междисциплинарном подходе и длительном изучении одного концепта или одной темы на разных уроках важно ставить точку, которая поможет увидеть результат изученного. Этой "точкой" могут стать конференции, ролевые игры, лаборатории или что-то ещё.
Можно, конечно, начать с нескольких междисциплинарных уроков в год, на которых собираются разные учителя и делают вместе что-то интересное, – это будет уже достижение, которое может привести к системности.
Если один учитель из всей школы загорелся делать междисциплинарные уроки – это возможно реализовать?
Если будут коллеги-партнёры, которые его поддержат, то конечно. А если он будет один, то это тоже возможно, но будут разные уровень и качество. Если ты один, то это больше, чем ничего, это классно, но системность нужно выстраивать вместе с коллегами.
Что вы можете пожелать участникам конкурса?
Не бояться быть собой, не стесняться быть собой. Быть уверенным в себе человеком и не бояться что-то не знать, стремиться узнавать новое, быть заинтересованным в окружающих и быть интересным. Во всём, что я говорила, слово «искать» кажется важным - находись в пути, находись в поиске. Не поддавайся синдрому самозванца: ты экспертен, ты молодец, но ты находишься в пути, и потому не останавливайся.