• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как учителю учиться? Лайфхаки от продюсера КПК для учителей онлайн-школы "Фоксфорд" Елизаветы Куренщиковой

Чтобы развиваться в профессии, нужно постоянно получать новые знания. Особенно это важно для тех, чья профессия - учить других. Специалист онлайн-школы «Фоксфорд» Елизавета Куренщикова рассказала, на что обращать внимание педагогу в самообучении, какие навыки развивать и как выбирать онлайн-курсы.

Как учителю учиться? Лайфхаки от продюсера КПК для учителей онлайн-школы "Фоксфорд" Елизаветы Куренщиковой

Следить за тенденциями и использовать их в работе

Высшее образование дает базу, но как и любому профессионалу, учителю нужно продолжать развиваться все время. Концепция life-long learning, или обучения всю жизнь, предполагает, что, все время появляется новая информация и профессии развиваются. Поэтому учителю необходимо быть в курсе современных тенденций, чтобы давать ученикам знания, которые им понадобятся в постоянно меняющемся мире.

Стандартные сценарии развития карьеры сегодня не работают. Еще двадцать лет назад, окончив вуз казалось, что впереди ждет стабильность и  можно было планировать будущее на декады вперёд. Сегодня профессии меняются, многие из них уходят в прошлое. Во времена полной неопределенности учитель сам должен стать примером того, как выработать привычку постоянно учиться, потому что без неё сложно добиться успеха. 

Подобная ситуация формирует еще две тенденции в современном образовании. Первая — гибкий формат обучения. Преподавателям и учащимся становится всё сложнее существовать в жестких рамках классической образовательной программы, которая сформировалась еще в прошлом веке. Ученики нуждаются, с одной стороны, в более разностороннем обучении, которое выходит за рамки классической школьной программы, с другой — в возможности выбрать, на каких предметах и областях знаний фокусироваться. 

Другая тенденция, которая диктуется современными реалиями — прикладной характер обучения. Современным работодателям важнее практические навыки, а не ученые степени кандидатов на вакансии. Поэтому стоит учитывать, что от студентов заведомо ждут усвоения прикладных навыков. 

Отдельно следует сказать о применении современных технологий в сфере образования. Информатизация, геймификация — всё это помогает лучше усваивать материал и идет на благо учебному процессу.  Но, к сожалению, существуют примеры, когда технологии внедряются только ради новизны и в таком случае, они будут отвлекать ребенка от учебы. Поэтому перед учителями стоит задача соблюдать баланс, выбирать тип и количество технологий и сделать так, чтобы они были значимыми, необходимыми и не помешали процессу обучения.


Совершенствовать гибкие навыки

Российская образовательная система испытывает кадровый голод. Количество школьных учителей уменьшается, но учеников становится только больше. Согласно исследованиям, в 2019 году на тысячу школьников приходилось 80 преподавателей, к 2023 году это число сократится до 78. Ситуация может привести к уменьшению качества образования, и на современных учителях лежит большая ответственность. Поэтому важно не только совершенствовать знания в преподаваемых предметах, но и развивать гибкие навыки, или soft skills. Для педагогической деятельности можно выделить 4 важных навыка:

  • Эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки

Понимать свои чувства и управлять ими, справляться со стрессом, распознавать эмоции учеников, вести диалог — одни из ключевых навыков успешного преподавателя. Ежедневно учитель попадает в огромное количество стрессовых ситуаций, и эмоциональный интеллект в таком случае способен защитить от профессионального выгорания. 

  • Креативность 

Способность искать нестандартные решения педагогических задач, гибкость, оригинальность и любознательность. 

  • Лидерские качества

Умение создать условия для раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у учеников; умение сотрудничать с коллегами, руководством, родителями, учениками и находить подход к каждому.

  • Высокий уровень организованности

Работа преподавателя предполагает оперативное переключение с одной задачи на другую. Тайм-менеджмент учит, как совмещать работу, обучение и отдых так, чтобы в каждой из этих сфер была гармония. 

Кроме этого, коммуникация и креативность — метапредметные навыки, которые предусмотрены ФГОС всех уровней. Развивать все вышеперечисленные качества можно с помощью онлайн-курсов. 

Проходить онлайн-курсы 

Онлайн-обучение дает преподавателям возможность получать самые свежие знания от лучших экспертов и при этом не тратить время на дорогу. Чтобы выбрать такой курс, в первую очередь следует  обязательно обращать внимание на программу курса. Она должна быть подробной и включать в себя не только теорию, но и разбор практического применения методик, для большинства учителей важно именно иметь возможность сразу применить знания в классе. Очень ценно, чтобы в курсе была промежуточная проверка знаний, помимо итоговой работы — так лучше усваивается материал. Хорошо, если в курсе есть практические задания и возможность получить дополнительные материалы (презентации, методички, раздаточные материалы), которые можно будет скачать и потом вспоминать материал или использовать на занятиях. 

Ну и конечно очень удобно, если курс можно смотреть в записи, чтобы не зависеть от расписания — у учителей времени и так не слишком много.  Формат удаленного обучения бывает синхронным и асинхронным. Синхронный подразумевает учебу в режиме реального времени - вебинары и личное участие преподавателя. Асинхронный предполагает получение доступа к учебным материалам, обращаться к которым можно в любое удобное время.

Как правило, педагоги отмечают, что им нужны не просто лекции, но и помощь в применении новых методик, поэтому важно, чтобы курс читал практикующий педагог, который знаком со всеми подводными камнями и знает, как их обойти.  В таком случае обучение преподавателей было бы более эффективным.