Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей»: зачем участвовать в конкурсе «Урок для учителя
— Какую тему вы развивали в вашем проекте урока и как вы её выбрали? Насколько сложно было сделать урок междисциплинарным?
Олег Пырсиков: Тема нашего урока — то, что принято называть «информационной грамотностью», а на самом деле это набор достаточно несложных правил, которые помогают ориентироваться в любом потоке информации. Когда встал вопрос выбора темы, мы обсуждали различные темы уроков и пришли к тому, что стоит сделать полезный урок, который будет нести не просто абстрактные знания, но и практические умения, которые помогут в повседневности.
Ангелина Агаджанян: Междисциплинарным сделать урок для нас было несложно, потому что в целом история, обществознание и литература перекликаются. Идея междисциплинарности между этими предметами не нова, и мы до этого пытались ее реализовать в рамках своих инициатив. И вот появилась прекрасная возможность это сделать.
Татьяна Дмитриева: Интегрированный урок, пусть даже и 30-минутный, расширил возможности и позволил ребятам в ходе работы прийти к выводу: для того, чтобы понять сегодняшний день и историческое прошлое, чтобы не ошибиться в оценке происходящего сегодня, необходимо работать с различными источниками информации, сомневаться в их подлинности, сравнивать, сопоставлять, обобщать полученную информацию и делать выводы.
— Как вы объединили опыт разных членов команды?
О.П.: Нам повезло в этом плане: я просто студент-первокурсник, моя коллега Татьяна — преподаватель с 30-летним стажем работы, Ангелина — молодой преподаватель, тоже заканчивала Высшую школу экономики, где учусь я. Мы с Ангелиной больше креативили, а Татьяна помогала нам сделать именно урок. Она хорошо знает, как увлечь ребят на занятии, что им может быть скучно, а что интересно. И она вносила в нашу работу долю полезного бюрократизма, потому что знает, как участвовать в подобных конкурсах. За счёт этого мы достигли очень неплохих результатов.
А.А.: У нас подобралась очень интересная команда. Помимо того, что мы из разных городов, у нас ещё и разный опыт и возраст. Один член команды — нынешний студент-первокурсник, второй член команды — я, молодой учитель, работающий в школе, третий член команды — опытный учитель, заместитель директора. Мы объединили опыт разных членов команды не только с точки зрения разных предметов, но и совершенно отличного опыта работы, взглядов, возрастов.
— Что в вашем уроке невозможно было бы без объединения такого разнообразного опыта?
О.П.: Невозможен был бы сам урок, участники команды пришли бы к другой теме. У меня вообще нет опыта занятий, Ангелина — молодой специалист, нам двоим навряд ли хватило бы сноровки для соревнования без Татьяны.
А.А.: Мы, молодые, смотрим с одной стороны, а более опытные люди имеют представление активной работы с детьми не одного поколения, понимают, что работает, что нет, и как лучше их увлечь. И, конечно же, без объединения трех предметов не получилось бы такой темы. Неинтересно и совершенно непонятно, зачем детям работать только с одним типом информации — в рамках, условно, литературы. Это же очень классно, когда соединяются и литература, и история, и обществознание вместе и получается такой результат.
— Будете ли вы повторять урок на своих занятиях?
А.А.: Я буду проводить урок в своих старших классах, десятых и одиннадцатых, и постараюсь создать аналогичный, но в таком же формате урок для ребят помладше, чтобы их тоже обучать этому полезному навыку.
Т.Д.: Думаю, нет. Я вообще убеждена, что повторить какой-либо урок просто невозможно, даже по одному и тому же плану-конспекту. Это зависит от многих составляющих. Для меня каждый урок — это некое таинство созидающего общения учеников и учителя. Одинаковым оно быть не может.
Образовательная деятельность каждого урока неповторима, если ты, конечно, учитель, а не «урокодаватель». А вот идея нашего занятия, его элементы, алгоритмы работы с информацией станут основой многих моих уроков.
— Что полезного вы извлекли из конкурса? Удалось ли вам взглянуть иначе на преподавание вашего предмета?
А.А.: Полезное из конкурса я извлекла одно: оказывается, можно коллегам, которые работают даже в разных городах, соединиться и создать что-то крутое. Мне действительно удалось взглянуть на преподавание своего предмета немножко иначе. Хотя хочу отметить, что в целом преподавание обществознания ведётся в такой практико-ориентированной манере и очень было близко к тому, что было представлено на конкурсе. От общения с коллегами за время участия в конкурсе я получила энергетический заряд, желание двигаться и даже — когда вечерами мы писали этот сценарий, потом реализовывали урок, когда тяжело после работы, после шести или восьми проведенных занятий — попытаться собраться и что-то выдать, скреативить. Получалось с коллегами найти этот эмоциональный заряд, мотивацию идти дальше.
— Что вам удалось получить от общения с коллегами за время участия в конкурсе?
О.П.: В первую очередь — знания и опыт. У меня взгляд пока не человека, который преподаёт, а человека, который сидит за партой. Я участвовал здесь скорее с точки зрения школьника, и думал, было бы мне интересно то, что мы создали.
Т.Д.: Если говорить о конкурсе и о конкурсах профессионального мастерства в целом, то мы понимаем, что все они направлены на совершенствование профессиональных компетенций учителя, на повышение педагогического мастерства, что способствует повышению качества образования. Как утверждал Майкл Барбер, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. И я уверена, что в профессиональные конкурсы идут прежде всего ищущие, стремящиеся к самосовершенствованию, «не успокоенные» учителя.
«Урок для учителя» — это уникальная площадка для профессионального общения, предоставляющая возможность учиться друг у друга, взаимодействуя в команде.
В этом прелесть данного конкурса. Это так важно сегодня, на современном этапе развития общества. Мы понимаем, что каждый из участников конкурса «Урок для учителя» шёл на него со своей идеей проведения урока, со своей концепцией и индивидуальными взглядами, а в реальных условиях конкурса применялось то необходимое современному человеку умение выслушать друг друга, позицию каждого представителя команды с разным учительским опытом или даже без него. Это были условия, в которых совершенствовался навык аргументированно доказывать ту или иную точку зрения, а главное — умение договариваться и принимать общее решение. Этому мы должны сегодня учить своих учеников, а как известно, невозможно научить ребёнка тому, чего не умеешь сам. Этот конкурс предоставил возможность работать в команде, и тем самым повышался уровень профессионального мастерства каждого участника.
Я вообще думаю, что такое взаимодействие учителей при проведении интегрированных уроков в школе может стать для учеников некой моделью командного взаимодействия.
— С какими трудностями вы столкнулись во время конкурса и как удалось их преодолеть?
О.П.: У нас были сложности с тем, как вписать литературу как предмет в тему информационной грамотности. Она не совсем отражает реальный мир, нет вовлечения эмпирических сущностей. Но мы нашли из этой ситуации выход: блок по литературе вышел наиболее интересным и выходил за рамки простого видения, которое мы хотели преподнести.
А.А.: Трудности, как я уже отметила, были решены моими коллегами. Это, в первую очередь, наличие времени: нашему коллеге нужно было подстраиваться под нас в разное время, под разные часовые пояса. Конечно, это и собственный ресурс: когда ты провёл много уроков, ты устаёшь энергетически. А чтобы придумать классное креативное занятие, нужно быть в ресурсе. Поэтому это было непросто, но мы друг друга компенсировали. В самом начале нашей беседы в любой рабочий день во время подготовки к конкурсу мы сначала делись тем, как прошел день, снимали энергетическое напряжение, и только потом приступали к работе.
— Как вы думаете, чего не хватает иногда урокам или преподавателям, чтобы увлечь ученика? Как заинтересовать предметом?
О.П.: Если мы говорим про учеников, которые учатся в обычной государственной школе, заинтересовать их сложно, потому что государственная школа, в моём представлении, в целом не нацелена на то, чтобы кого-то в чем-то заинтересовать. Нужно поменьше официоза, не отменять, конечно, обращение на Вы, должна быть субординация. Но при этом должно быть как меньше преград между говорящим и слушающим. Важно быть доступным, чтобы ученик смог понять преподавателя. Но если нет желания доступности, то какое тогда будет понимание?
Помимо открытости, у учителя должна быть и заинтересованность в предмете. Учитель должен найти точки соприкосновения, которые действительно волнуют школьников. У всех у них свои проблемы и интересы.
Если младшекласснику ещё интересно что-то узнавать о мире, то старшеклассник уже знает достаточно, и ему нужны конкретные полезные навыки. Если вы не будете ему этого давать, он не будет воспринимать ваш предмет.
А.А.: Не хватает времени: учитель очень загружен. Количество часов, количество дел. У тебя просто не хватает возможности переключиться и придумать что-то крутое. Ещё не хватает времени пообщаться с другими коллегами, которые что-то классное проводят, или посетить их урок. И не хватает практических курсов: очень много теоретической информации, а вот где бы показывали методы, как завлекать ученика предметом? Этого не хватает.
— Как научить школьников выражать свои мысли и идеи своими словами?
О.П.: Самому быть открытым, ни в коем случае не становиться «злой страшной бабкой», которая вдалбливает знания «через колено». Этого уже достаточно, чтобы быть приятным человеком, с которым интересно побеседовать. Это будет, конечно, стимулировать школьников к диалогу.
И отход от системы тестов — системы заучивания, когда для того, чтобы сдать контрольную или экзамен, не нужно иметь широкий кругозор, креативность, уметь выстраивать логические цепочки. Нужно просто заучивать шаблоны и по ним жить.
Образование — от «образовать личность». Мы должны образовать личность, чтобы эта личность могла высказывать свое мнение.
А.А.: Надо не обрезать ему, ученику, крылья с самого маленького возраста. Не оценивать, не говорить «правильно» или «неправильно», «да» или «нет».
Давать возможность высказаться, давать возможность себя реализовать, продемонстрировать что-то. Давать объективный комментарий: здесь можно было бы вот так, здесь такая есть идея, такая инициатива. Чтобы школьник выражал идею своими словами, это должен быть не тест, не вопрос, на который мы все знаем ответ. Это должно быть что-то развернутое, креативное, творческое.