Перефразируя классика: Урок — сцена, где всякий свою роль играть обязан
Мне не нравился этот расклад, и я начала искать такие способы, которые бы позволили каждому «прикоснуться» к уроку. Нужен был такой формат обсуждения, при котором даже те, кто не готов к уроку, получили бы представление о содержании, идее, смысле произведения. Нужно было дать каждому хотя бы по одному «яблоку».
Мы проходили главу «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Я поделила класс на группы по 5 человек и дала каждой из групп свою роль.
Я предложила ребятам такие позиции (название позиций условное, название ролей можно менять в зависимости от целей урока):
- Знаток текста — ученик, хорошо знающий текст;
- Человек, задающий умные вопросы — ученик, который после пересказа предлагает группе свой вопрос, основываясь на прочитанном тексте (это не должен быть вопрос по содержанию), и каждый член группы должен ответить на этот вопрос;
- Практичный человек — ученик, который может найти практическое применение знаниям, полученным из обсуждаемой главы. Иными словами, он должен раскрыть ответ на вопрос: как опыт прочитанного может пригодиться в жизни?
- Агент-провокатор — ученик, который задает спорный вопрос на заданную тематику. Задача остальных участников группы так ответить на вопрос, чтобы не задеть ничьих чувств;
- Любитель делать выводы — ученик, который подводит итоги обсуждения, анализируя вклад каждого члена группы.
Переход к каждому следующему участнику группы регламентируется учителем. Перед началом новой роли учитель напоминает, что сейчас потребуется от того или иного участника.
В конце обсуждения ребята получают листы самооценки, где указаны роли каждого члена группы (в том числе и того, кто выставляет оценку). Задача – оценить по пятибалльной шкале (либо любой другой шкале оценивания) членов своей группы (как хорошо они справились с поставленной задачей).
В конце урока учитель собирает листы с проставленными оценками у каждой группы и выставляет средний балл по тем оценкам, которые выставили ребята. Можно оставить эту работу без выставления оценки в журнал (на усмотрение учителя).
После проведения урока в таком формате все в классе знали содержание, смогли поделиться своими мыслями, высказаться, выслушать других. И если кто-то обычно боится высказывать свое мнение при всем классе, такой формат работы позволяет этот страх преодолеть. Этот формат можно использовать не только на уроках литературы, но и на других предметах.
Самое главное в этом формате для меня как для учителя — довольные лица ребят после окончания урока.
Анна Яшина