• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перефразируя классика: Урок — сцена, где всякий свою роль играть обязан

Урок литературы в школе. Многие сразу представляют себе чтение по цепочке или опрос по заранее заданным вопросам. Но все ли ребята при этом включены в урок? Все ли получают пользу от такого занятия? Ученику достаточно посчитать, какой абзац придется читать вслух и успокоиться, не следя за логикой текста. Можно определить тех, кто поднимет руку при ответе домашнего задания и незаметно просидеть за партой, не включаясь в урок.

Перефразируя классика: Урок — сцена, где всякий свою роль играть обязан

Мне не нравился этот расклад, и я начала искать такие способы, которые бы позволили каждому «прикоснуться» к уроку. Нужен был такой формат обсуждения, при котором даже те, кто не готов к уроку, получили бы представление о содержании, идее, смысле произведения. Нужно было дать каждому хотя бы по одному «яблоку».

Мы проходили главу «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Я поделила класс на группы по 5 человек и дала каждой из групп свою роль.

Я предложила ребятам такие позиции (название позиций условное, название ролей можно менять в зависимости от целей урока):

  1. Знаток текста — ученик, хорошо знающий текст;
  2. Человек, задающий умные вопросы — ученик, который после пересказа предлагает группе свой вопрос, основываясь на прочитанном тексте (это не должен быть вопрос по содержанию), и каждый член группы должен ответить на этот вопрос;
  3. Практичный человек — ученик, который может найти практическое применение знаниям, полученным из обсуждаемой главы. Иными словами, он должен раскрыть ответ на вопрос: как опыт прочитанного может пригодиться в жизни?
  4. Агент-провокатор — ученик, который задает спорный вопрос на заданную тематику. Задача остальных участников группы так ответить на вопрос, чтобы не задеть ничьих чувств;
  5. Любитель делать выводы — ученик, который подводит итоги обсуждения, анализируя вклад каждого члена группы.

Переход к каждому следующему участнику группы регламентируется учителем. Перед началом новой роли учитель напоминает, что сейчас потребуется от того или иного участника.

В конце обсуждения ребята получают листы самооценки, где указаны роли каждого члена группы (в том числе и того, кто выставляет оценку). Задача – оценить по пятибалльной шкале (либо любой другой шкале оценивания) членов своей группы (как хорошо они справились с поставленной задачей).

В конце урока учитель собирает листы с проставленными оценками у каждой группы и выставляет средний балл по тем оценкам, которые выставили ребята. Можно оставить эту работу без выставления оценки в журнал (на усмотрение учителя).

После проведения урока в таком формате все в классе знали содержание, смогли поделиться своими мыслями, высказаться, выслушать других. И если кто-то обычно боится высказывать свое мнение при всем классе, такой формат работы позволяет этот страх преодолеть. Этот формат можно использовать не только на уроках литературы, но и на других предметах.

Самое главное в этом формате для меня как для учителя — довольные лица ребят после окончания урока.

Анна Яшина