Учитель – друг или учитель – враг? Школьные конфликты и как их решить
Конфликт — это всегда неприятное состояние, но во время работы в школе избежать конфликтов удается немногим. Предлагаем взглянуть на них глазами учеников и воспользоваться историями успеха и неудач разных педагогов. В конце статьи мы оставили несколько советов для учителей о том, как избегать и выходить из конфликтных ситуаций без вреда для обеих сторон.
Соня из школы в Московской области
Я закончила школу в подмосковье. Это был 6 класс, урок русского языка. Учительница отошла по делам, нам было скучно, поэтому мои одноклассники предложили сыграть в игру «молчанка». Мы подумали, что это будет интересно, так как обычно наш класс шумел в отсутствии учителя. Я была довольно тихим и застенчивым ребенком, поэтому быстро приняла правила и замолчала.
Чуть позже в кабинет зашла учительница, а в классе абсолютная тишина. Она начала спрашивать домашнее задание, и на просьбу ответить на вопрос все молчали. Она сначала подняла для ответа одного одноклассника, но он ничего не ответил. Ее это не смутило, потому что у него была плохая успеваемость и, вероятно она подумала, что он просто не знает ответа. Затем она спросила меня. В тот момент я растерялась и не могла понять, как мне поступить и продолжила молчать. В итоге мне пришла в голову идея, что хорошим вариантом будет выйти к доске и написать ответ мелом. Тут она резко начала кричать лично на меня. Я четко запомнила ее фразу «я думала ты нормальная ученица, а ты…».
В тот момент у меня были очень смешанные чувства. Меня переполняли стыд, и желание не упасть в грязь перед всем классом. Я не хотела проиграть в игре и плохо выглядеть в глазах одноклассников. В конце концов, мне поставили плохую оценку без разбирательств. А после того, как прозвенел звонок, одноклассники начали меня обзывать «лошара», что еще больше меня расстроило. После школы я пришла домой и расплакалась. Это увидела моя мама и решила позвонить в школу, чтобы разобраться в ситуации. В итоге оценку мне убрали, но учительница даже не извинилась.
Максим из школы в Екатеринбурге
Я очень любил школу. Почти все учителя были понимающие и поддерживающие. А главное они уважали нас, практически никогда не повышали голос и тем более не оскорбляли. Но отдельно я хочу выделить учителя русского языка/литературы и по совместительству завуча старшего звена.
Я уже в классе 9 решил, что хочу быть журналистом. Для поступления мне надо было сдать ЕГЭ по литературе. Долго не раздумывая, я пошел к учительнице за неким напутствием и просьбой помочь разобрать несколько произведений. Честно говоря, я ожидал каких-то формальных фраз и пару дополнительных уроков. Однако после нашего разговора учительница выслала мне огромный список дополнительной литературы для более глубокого понимания предмета, а также дополнительные задания вне школьной программы, каждое из которых проверила и дополнительно на полях оставила очень милую обратную связь со словами поддержки.
В итоге на ЕГЭ я получил 94 балла, чему был безумно рад. И именно учительница русского языка стала первым человеком, с которым я поделился своей радостью.
Софи из школы в Бутово
У меня была учительница по географии с 5 по 10 класс. Это была очень традиционная и религиозная женщина, со своими устоявшимися взглядами. Она всячески пыталась навязать свое мировоззрение ученикам во время уроков географии и не только.
У нас в школе периодически проводили свободные уроки, на которых учителя могли приглашать разных специалистов, чтобы они рассказывали что-то интересное. И каждый раз эта учительница приводила священника. На таких уроках мы слушали про нравственность, смотрели лекционные видео про религию. Нам рассказывали о «правильном» браке, что в таком браке нет места равноправию, потому что изначально женщина по статусу задумана ниже мужчины.
Это происходило не только в рамках специализированных уроков, но и на каждом занятии географии. Любая ошибка со стороны ученика заканчивалась моральными нравоучениями и словами о том, что нужно жить по божьим законам. Она также периодически оскорбляла и унижала девочек за «неподобающий» внешний вид, особенной ей не нравились распущенные волосы.
Ещё у этой учительницы было классное руководство. И в ее классе был достаточно хулиганистый ученик, к которому она решила сходить домой и посмотреть на условия проживания. В итоге она рассказала почти всей школе, что этот мальчик живет в очень темной квартире с темной мебелью, что за ним не следят родители.
Самое странное в этой ситуации, что никто на нее не жалуется. Она до сих пор продолжает работать в этой школе и в ее поведении абсолютно ничего не поменялось.
Катя из школы в Пушкино
После того, как я закончила начальную школу, я перешла в 5 класс и вплоть до 11 класса у меня была одна классная руководительница. Она была учительницей русского языка и литературы. Как учитель, она была в меру строгой, очень ответственной, придумывала различные интерактивы, чтобы нам было интересно. После уроков она любила устраивать творческие вечера, «литературное кафе» в своей лаборантской.
Классным руководителем она была тоже замечательным. Она всегда стремилась встать на нашу сторону, решить все вопросы разговором, а не криком, как это зачастую бывает.
Мы до сих пор после выпуска любим собраться с бывшими одноклассниками и прийти к нашей классной руководительнице, чтобы обсудить последние новости.
Почему возникают школьные конфликты?
Первое, что необходимо помнить каждому учителю, что школа является местом, где ребенок резко сталкивается с огромным количеством требований и обязанностей, с которыми до этого был не знаком. Поэтому ученикам эта новая реальность может не нравится, и задача учителя в данной ситуации заключается в том, чтобы научить школьников адаптироваться к новым обстоятельствам, однако это не всегда проходит гладко.
Очень часто учителя не хотят видеть причину конфликта в себе. Например, преподаватель недостаточно четко объясняет задачу и, в итоге, получает неудовлетворительный результат, из-за чего вымещает свой гнев на школьников. Также причинами дальнейших конфликтов могут быть объяснение материала сложными словами, высокомерное отношение со стороны преподавателя или (возможно неосознанное) деление класса на любимчиков и «остальных».
Ученик в такой атмосфере может начать специально провоцировать учителя на эмоции, пытаться срывать урок. Причин такого поведения может быть множество, но в любом случае конфликтом должен управлять учитель.
Как разрешить конфликт с учеником?
1. Всем своим видом показывайте спокойствие и уверенность . Только от реакции учителя зависит дальнейшее развитие конфликта. Спокойный, доброжелательный голос заставляет ученика успокоиться самостоятельно.
2. Демонстрируйте понимание и сочувствие . Детям и подросткам важно знать, что их понимают. Используйте в своей речи такие фразы, как «я вижу, что тебе плохо и ты расстроен», «мне кажется, тебе это не нравится», «ты говоришь, что».
3. Интересуйтесь мнением учеников . В младших классах бывает такое, что ученик отказывается делать задание. В такие моменты можно сказать: «я вижу, что сейчас тебе очень хочется домой, а как насчет… потому что…». Тем самым ученику дается возможность самому решить, что ему важнее.
4. Не переходить на личности . Ни в коем случае нельзя оценивать личные качества ученика, стыдить фразами «все на тебя смотрят», «посмотрите на него». Это только усугубит ситуацию и нанесет вред по самооценке ребенка.
5. Нельзя страшить и угрожать . Фразы «считаю до трех», «еще одно слово и вам мало не покажется», «я сейчас вызову родителей» показывают ученикам, что учитель уже агрессивно настроен против них.
Помните, что цель учителя не доказать свою правоту, а показать пример взрослого адекватного подхода к решению проблем.