• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У каждого человека есть право на ошибку и ее исправление» : интервью с победителями конкурса «Урок для Учителя»

«У каждого человека есть право на ошибку и ее исправление» : интервью с победителями конкурса «Урок для Учителя»

Урок, на котором одновременно проходят информатику, историю и русский язык. Что это? «Это не баг, это фича» — именно так названо занятие победителей конкурса  «Урок для учителя». 

Мы поговорили с командой  «Драйв» о том, как школьные предметы переплетаются на уроках и в жизни, узнали, как придумать междисциплинарный урок и порассуждали о том, чему конкурс учит преподавателей. 


Корельская Елена.
Учительница математики и информатики, живет в столице Ненецкого автономного округа в Нарьян-Мар. В школе работает 1 год, до этого работала в СПО и Центре развития образования.

« Я преподаватель Яндекс Лицея, а Яндекс сотрудничает с Высшей школой экономики, поэтому я часто принимаю участие в различных активностях от ВШЭ, например, конкурс «Профи», также я 2 раза была в школе для учителей информатики, и за 2 недели до финала я проходила курсы повышения квалификации от ВШЭ на факультете компьютерных наук».  

Золотова Елена: Учительница истории из города Миллерово, Ростовская область. Педагогический стаж — 26 лет. Победительница конкурса «Учитель года» на муниципальном уровне, победительница всероссийского конкурса «Педагог-исследователь».

«Я участвую в данном конкурсе 2-ой год и получила большое удовольствие от участия в первый раз, поэтому мне захотелось испытать положительные эмоции от конкурса дважды. Мне интересен сам процесс конкурса, который предложен организаторами».

Румбах Екатерина: Учительница русского языка и литературы, заместитель директора из Челябинска. Стаж работы более 20 лет.

«Я в течение нескольких лет участвовала в конкурсе «Профи», а потом узнала, что Вышка проводит конкурс «Урок для учителя». Меня очень вдохновила сама идея работы в группе учителей, с которыми ты изначально незнаком, и за достаточно короткое время создать что-то необычное».



Участники вашей команды все из разных городов. Как вы нашли друг друга?

Корельская Елена: Мне повезло, моя команда сама меня нашла. Была специально организованная беседа ВКонтакте, где я оставила свои данные и сообщение о том, что ищу команду. Мои коллеги первые написали мне, а я согласилась к ним присоединиться. 

Золотова Елена: Когда мы нашли друг друга, то создали команду «Драйв». Мы очень быстро познакомились, составили график работы и распределили между собой роли. Екатерина взяла на себя роль организатора-управленца, она поддерживала связь с организаторами конкурса. Елена занималась цифровизацией, наши идеи должны были быть применимы к дистанционному формату и должны были органично вписаться в план урока. Я же взяла на себя творческую часть. Искала пути и способы для воплощения нашей задумки в рамках междисциплинарного урока.



Придумать тему междисциплинарного урока бывает непросто. Как справились с этим? 

Корельская Елена: У нас был целый мозговой штурм, мы очень долго искали идею. Ведь тема должна быть не только интересной, актуальной и объединять возможности всех трех дисциплин, но и должна обязательно чему-то научить детей, прокачать какой-то навык. И одна из тем, которая зацепила филолога, историка и меня как информатика – отношение к ошибкам. Ведь ошибка – это не всегда что-то плохое. Ошибку можно рассматривать как шаг к развитию и на ее основе можно сделать что-то оригинальное. В лексиконе программистов есть такая фраза: «это не баг, это фича», которая в итоге стала темой нашего урока.

Золотова Елена: У меня была мечта создать школу, в которой дети начнут по-другому относиться к своим ошибкам. Человек, когда ошибается, теряет уверенность. Поэтому Елена предложила название нашего урока «Это не баг, это фича». Таким образом, мы все трое шли к этой теме разными путями и способами.

Румбах Екатерина: Придумывать урок было очень интересно, потому что мы понимали, что тема должна быть необычной и яркой, в первую очередь, для детей. У каждого человека есть право на ошибку и ее исправление, поэтому мы хотели подумать над тем, как нужно относиться к ошибкам. Однако при этом очень важно помнить, что все-таки не любую ошибку можно исправить, иногда это приводит к роковым последствиям.    



Из чего состояла ваша подготовка к конкурсу?

Корельская Елена : Так как мы с коллегами находимся в разных городах, мы очень часто общались с помощью социальных сетей. После того как мы узнали, что прошли в финал, мы несколько раз созванивались в видеочате. Работа над уроком не прекращалась вплоть до самого финала, мы все время думали, что улучшить, как можно сделать урок еще интереснее.

Золотова Елена : У нас был четкий план действий: составление алгоритмов, формулировка цели, задачи и мотивации. Мы неоднократно меняли задания для учеников, репетировали урок в рамках своих школ, а затем анализировали итоги.



Какая была структура урока и в чем заключалась главная цель?

Корельская Елена: Цель урока заключалась в том, чтобы показать как ошибки могут положительно влиять на развитие критического и креативного мышления у школьника. Урок имел, на мой взгляд, традиционную структуру: этап мотивации, в рамках которой мы подвели учащихся к теме, далее ученики разделились на группы и стали разработчиками компьютерной игры на основе определенного исторического события. Также у нас были онлайн-участники, представляющие сторону заказчика этой компьютерной игры, которые, как и в реальной жизни, во время разработки высказывали дополнительные пожелания к данному продукту. В конце урока ученики представили разработанный вариант компьютерной игры, а заказчики должны были оценить полученный результат. На заключительном этапе урока прошла рефлексия в форме парковки идей.  

Вы уже проводили междисциплинарные уроки в своей школе? Если да, то как это было? Если нет, в чем причина? 

Корельская Елена : Я еще не проводила междисциплинарные уроки в своей школе, но участие в данном конкурсе даст мне толчок для работы в данном направлении.

Золотова Елена: Да, у меня в школе есть такая практика, но она очень слабая. Причина в том, что каждый учитель решает задачи по реализации своего учебного плана, который формируется еще в сентябре.

Румбах Екатерина: Раньше междисциплинарные уроки называли интегрированными и на моей практике такой опыт был, но назвать такие занятия междисциплинарными нельзя. Например, интегрированным уроком считался урок, на котором часть занятия ведет преподаватель русского языка, другую часть проводит учитель информатики. А опыт организации урока в формате, когда надо показать прямую взаимосвязь нескольких предметов, у меня был впервые.   

Что нового узнали во время подготовки к конкурсу?

Корельская Елена: Опыт общения с коллегами из разных регионов и других предметных направлений безусловно обогатил мою методическую копилку. Например, во время обсуждения некоторых из форм, приемов и методов, которые мы могли бы применить в рамках нашего междисциплинарного урока, оказались для меня новыми. Даже опыт подготовки к гибридному занятию, когда часть учеников и учителей онлайн, а другая офлайн, был для меня совершенно новым форматом.

Золотова Елена: Конкурс «Урок для учителя» позволил мне проанализировать свои профессиональные возможности и компетенции, дал шанс посмотреть на то, как я работаю в команде. И самое ценное, что мы получили – это умение слушать и слышать друг друга, применять компьютерные технологии и навык того, как их лучше внедрять в учебный процесс.

Румбах Екатерина: Этот конкурс очень многое мне дал. Начиная с первого тестирования с интересными кейсами, в котором вопросы, на первый взгляд, казались достаточно простыми. Однако предложенные варианты ответов заставили меня вдвойне задуматься: «А все ли так очевидно на самом деле?». Для меня еще очень важным оказалась обратная связь после первого этапа, когда на каждую ошибку в тесте были предложены богатейшие методические материалы. Вот именно за это низкий поклон Высшей школе экономики и огромное спасибо.   

С какими трудностями столкнулись во время прохождения конкурса?

Корельская Елена: Главная трудность – это нехватка времени в графике учителя. В финале мы столкнулись с проблемами технического характера, с подключением к интернету, был сбой.

Золотова Елена: Каждый из нас – личность, у каждого из нас есть огромный образовательный опыт и первоначально нам было сложно понять друг друга, необходимо было где-то уступать и находить компромиссы. Это было сложно, потому что мы друг друга не знали и находилось в разных городах. И это был хороший урок, после которого мы научились останавливать себя и находить точки соприкосновения для того, чтобы получилось что-то общее. 

Как вы отреагировали, когда увидели результаты конкурса? 

Золотова Елена: На самом деле, результат был нам не очень важен. Нам было интересно то, что мы делали, сама кухня и процесс подготовки междисциплинарного урока. Нам было важно, чтобы каждый ученик после урока унес с собой что-то полезное. Мы не ожидали, что станем победителями, это казалось чем-то нереальным. Мы просто наслаждались процессом.

Румбах Екатерина: На самом деле, когда мы вышли с урока мы были очень расстроены из-за технических неполадок. У нас не было даже никакой надежды, а когда победителем объявили нашу команду это было что-то невероятное. Там были и слезы радости, и визги, и крики. Мы очень рады, что нашу идею оценили, что она показалась интересной.

Что посоветуете будущим участникам?

Корельская Елена: Самое главное – не бояться пробовать себя в чем-то новом, будь то участие в конкурсах или проведение урока в новом формате. И, в тему нашего урока, нельзя бояться ошибок, ведь они дают возможность роста и выхода на новый уровень профессионального роста. 

Золотова Елена: Нужно быть очень креативными, всегда искать лучшие выходы и даже если трудно, нет времени или другие препятствия, необходимо идти дальше. Если вы уже взялись за проект, то нельзя бросать, нужно четко планировать свое время и идти до конца. Каждый участник должен понимать свою личную ответственность, открыто делиться своими знаниями с коллегами и принимать критику.

Румбах Екатерина: Я бы посоветовала не бояться экспериментов и отходить от стандартных вещей. Дети в любом случае поддержат любой эксперимент, если учитель подаст идею как что-то необычное и очень интересное. И самое главное – необходимо верить в себя.

Назовите 3 главных образовательных тренда, которые помогут сделать урок более интересным.

Корельская Елена: Как мне кажется, это STEM-образование, интеграция, мобильное и дистанционное образование. И главный тренд, который, на мой взгляд, вне времени – это личность учителя.

Золотова Елена: Я очень хочу, чтобы каждый из нас осознал, что обратного пути нет, кроме того, как внедрения новых технологий в образовательный процесс. Затем очень хочется, чтобы педагоги начали использовать многоуровневую геймификацию. Игра одна из тех форм, которые делают доступным учебный материал для всех учеников. И последнее, необходимо использовать имитации на отработку различных навыков, которые мы используем в обычной жизни.



Какие у вас ближайшие педагогические планы?

Корельская Елена: Я люблю любые активности, поэтому в ближайшее время я буду принимать участие в летней школе для учителей информатики от ВШЭ.

Золотова Елена: Мы хотим создать и предложить новый образовательный продукт, который позволит ребенку научиться анализировать ситуации, проводить рефлексию и применять полученные знания на практике.

Румбах Екатерина: Мы уже активно начали думать над предложением организатора конкурса по поводу создания образовательного онлайн-контента. Мы хотели бы создать что-то необычное, но в то же время востребованное и учениками, и родителями.