• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слово – это созидающее или разрушающее? Интервью с победителями в специальной номинации от онлайн-платформы «Сферум»

В школе нас учат природным законам, грамоте, истории и другим теоретическим знаниям. Но никто не говорит о важной составляющей всех предметов – слове.
Мы провели интервью с участниками команды «Эффект бабочки», которые стали победителями в номинации «Урок будущего», чтобы обсудить перспективы развития гибридного формата обучения и выяснить, как научить детей добиться желаемого результата с помощью слов.

Лучкина Ольга: Я преподаю около 12 лет, но, на самом деле, мне никогда не хотелось работать в школе. После того как я окончила педагогический вуз, я сразу же начала преподавать в университете и параллельно училась в аспирантуре. В какой-то момент я увлеклась сторителлингом и пришла к директору школы с проектом курса. В итоге я начала вести писательский клуб. Через какое-то время мне предложили вести уроки литературы, и таким образом я начала работать в школе. Однако я продолжаю заниматься наукой,это скорее основная деятельность.

Смотрина Маргарита: Я учусь в аспирантуре РГПУ им. А. И. Герцена, работаю в школе 3 года, преподаю историю. Я впервые участвовала в подобном конкурсе и было радостно стать победителем. Мне всегда нравилось преподавать, очень приятно было помогать людям, у которых что-то не получалось.

Курилова Софья: Я студентка 5-ого курса Липецкого государственного педагогического университета. Занимаюсь репетиторством уже 4 года, в основном преподаю обществознание для 9 классов. В школу планирую устроиться после окончания университета.   

 

Расскажите немного про свой урок: какая была тема, в чем заключалась цель, как работали школьники?

Курилова Софья: Наш урок представлял собой политическую лабораторию: учащиеся в роли ученых-политтехнологов и народа должны были с помощью различных инструментов помочь лидерам политических партий начала ХХ века создать политический имидж перед выборами в государственную думу. 

Цель — познакомить обучающихся с понятием политического имиджа, научить их работать со словом в жанрах публичного выступления и мема, а также понять значение слова: может ли неосторожное высказывание разрушить образ лидера или наоборот, правильно подобранные слова могут укрепить позиции лидера? Какой образ складывается у народа и может ли он измениться? Я работала с группой учеников онлайн, перед ребятами стояла задача создать мемы о политических партиях и их лидерах. Форма работы им понравилась, они достаточно быстро вовлеклись и сделали остроумные, смешные мемы.

Смотрина Маргарита: Мы связали 3 предмета: обществознание, историю и русский язык. «Слово» объединяло все 3 предмета, мы пытались научить детей работать со словом и с его помощью добиться желаемого результата.

Когда ученики заходили в класс, мы просили их вытянуть листочек с названием партии. Всего было 3 партии: кадеты, монархисты и большевики. Сначала некоторым ученикам не понравилась партия, которую они должны были представлять, поэтому нам пришлось объяснять детям, что им необязательно соглашаться с программой партии. В итоге речи, которые мы услышали, превзошли наши ожидания, это было интересно слушать.

Лучкина Ольга: Наша задумка сводилась к тому, чтобы показать, насколько текст может быть жизнеспособен и как он может создавать нашу деятельность. Мы брали несколько видов текста: политическая биография, тексты-мемы и текст публичного выступления. 

Ребята, которые представляли народ, могли создавать мемы и всячески шутить, чтобы разрушить политический образ партии. А другие дети, которые отвечали за образ политических партий, должны были с помощью текста отстоять и укрепить авторитет партии. Получается, эти разные тексты должны были встретиться в рамках одного урока и показать, что слово может выполнять как созидательную, так и разрушительную функции.

Мы рассчитывали на учеников 10 класса, но у нас на уроке были ребята из 8 класса. Поэтому были сложности в предметном поле работы, так как дети еще не освоили данную программу. Тем не менее все получилось, кто-то быстрее включился в работу, кому-то понадобилось время.

 

Расскажите про свой опыт пользования онлайн-площадкой Сферум до и во время конкурса?

Курилова Софья: До конкурса мне не приходилось использовать платформу Сферум. Мы с коллегами по команде знакомились с ней непосредственно перед конкурсом. Смогли быстро разобраться, интерфейс понятный, но, безусловно, нужна ещё некоторая привычка.

Лучкина Ольга: На самом деле, я не работала со Сферумом до конкурса. Наша школа подключена к площадке Сферум и мои коллеги работают с ней, но я все же использовала альтернативные площадки: Zoom, трансляции в Instagram* и т.д. Сложностей во время проведения урока с онлайн-площадкой не было, мы еще дополнительно подключили Telegram-каналы, чтобы перестраховаться.

Смотрина Маргарита: Я начала преподавать в школе буквально перед пандемией, и мы использовали Zoom. А про Сферум я узнала уже перед конкурсом и хочу сказать, что это приятная платформа, я с коллегами достаточно быстро освоили площадку.

 

Как часто вы используете компьютерные технологии в уроках в своей школе? Как? 

Курилова Софья: Пока что я не работаю в школе, так как сейчас заканчиваю последний курс университета, но активно использую технологии на репетиторских занятиях.

Лучкина Ольга: Я использую компьютерные технологии по потребности, потому что это должно быть оправдано. У меня нет цели принципиально использовать новые технологии на каждом уроке. Например, у меня было занятие в Zoom с 11 классом в виде вечеринки с презентациями в рамках уроков с внеклассным чтением. Школьники должны были защитить свой проект, поэтому здесь использование компьютерных технологий абсолютно оправдано.  

 

Какие цифровые технологии вы используете в своей работе? В чем преимущество таких занятий как для учителей, так и для школьников?

Курилова Софья: Урок всегда сопровождается презентацией и электронными тестами, в дистанционном формате использую онлайн-доску Miro. Она сочетает в себе множество функций, позволяющих организовать учебное пространство: на доске можно разместить текст, презентацию, изображения, майнд-карты, стикеры с заметками, эмодзи и т.д. Это делает дистанционное взаимодействие комфортнее. Ученик может показать моменты, которые ему интересны или непонятны, учитель их видит и может быстро отреагировать. К тому же, в одном месте собрано большое количество материала, что является плюсом.

Смотрина Маргарита: Наша школа работает через Google-класс, что очень удобно для некоторых предметов. Например, на уроке нет возможности разделить учеников на группы и предложить к просмотру разные отрывки фильма, а в онлайн-формате это возможно, чтобы каждый выполнял свое индивидуальное задание. Сейчас это называется системно-деятельный подход, то есть ученики не просто смотрят фильм, но еще и выполняют задания, чтобы выявить и проанализировать определенные смыслы, заложенные в отрывок.

В гибридном формате самое главное соблюсти идеальный баланс. Сейчас модно вести дистанционные уроки, но нет смысла переводить все обучения в онлайн-формат. Необходимо сохранить живое общение с учителем. Учителю важно видеть ученика в живую, видеть, как ребенок реагирует, ведет себя, через компьютер это сделать сложнее.

Главное преимущество гибридного формата заключается в мультимедийности. У детей до 5-6 класса преобладает образное мышление, поэтому я могу объяснять кто такой рыцарь очень долго, но если я покажу картинку рыцаря, это будет намного эффективнее любого словесного описания.

 

С какими сложностями сталкиваются учителя при использовании цифровых технологий?

Курилова Софья: Сложности, конечно, с освоением и внедрением. Нужно потратить определённое время, чтобы разобраться в том, как устроена платформа, возможно ещё и объяснить ученикам. Молодым учителям это даётся намного легче, чем более взрослым, но практика показывает, что овладеть компьютерными технологиями возможно в любом возрасте. Иногда бывает сложно проконтролировать деятельность обучающихся при дистанционной работе.

Лучкина Ольга: Наверное, трудностей нет, просто подготовка занимает больше времени, чем обычно. Многие считают, что организовать онлайн-урок проще, но это далеко не так. В подготовке к дистанционному занятию используются совсем другие инструменты. Необходимо подготовить визуальный контент, например, презентацию, а иногда и видеопрезентацию. Также нужно учесть технические моменты, например, как разделить детей на команды для группового занятия. 

Смотрина Магарита: Если рассматривать подготовку нашего урока к конкурсу, то мы не совсем понимали, как это будет выглядеть: кто в какой комнате, как будет проходить коммуникация и так далее.. Но мы постарались все моменты продумать, поэтому в данном случае был страх перед чем-то новым. А если говорить про работу в онлайн-формате в целом, то здесь возникают другие проблемы. Например, выяснилось, что не у всех детей есть компьютер, не все родители считают, что компьютер нужен ребенку. Также не все дети, у меня как раз были 5 и 6 классы, владеют компьютерами на нужном уровне, чтобы зарегистрироваться в том же Google-классе. И просидеть весь учебный день перед экраном, а это около 7 уроков, тоже очень сложно как для школьников, так и для учителей.  

 

Эффективно ли использовать геймификацию в старших классах?

Курилова Софья: Считаю, что да. В старших классах у ребят много нагрузки, чаще всего они концентрируются на однообразных видах деятельности: учить и решать варианты. Геймификация позволяет достигать учебных целей более разнообразными и интересными путями, «разгрузить» и замотивировать уставших школьников.

Лучкина Ольга: Мне кажется геймификация в старшей школе применима, так как и взрослые люди иногда играют в игры. Поэтому нужно только подобрать правильный формат. Например, я с учениками 11 класса устраивали игру «Трудно быть богом» по повести братьев Стругацких. Игра была в формате «Мафии», я переделала классические карточки и задачей было не убить персонажей, а переубедить средневековое население, что искусство и культура нужны. Школьники играли с разной степенью вовлеченности, но в целом это работает.

Смотрина Маргарита: Человеку в любом возрасте, в первую очередь, должно быть интересно. Ученикам 10 и 11 класса очень часто говорят про ЕГЭ, что у них начинается взрослая жизнь, поэтому здесь опять же нужен баланс. Через игровой компонент намного легче объяснить пользу школьных знаний и как они могут пригодиться.   

 

Делает ли применение цифровых технологий обучение более доступным? Почему?

Курилова Софья: Безусловно! Дистанционное образование расширяет возможности тех, кто имеет какие-то препятствия к обучению (состояние здоровья, дальнее проживание и т.д.), компьютерные программы и мультимедиа позволяют увеличить наглядность, расширить её виды — мы можем использовать изображения, видео, аудио, 3D-модели. Цифровые технологии позволяют создавать тесты, которые не нужно проверять вручную. Все это упрощает обучение.

 

Как вы считаете, гибридный формат обучения будет применяться в школах на постоянной основе?

Курилова Софья: Я считаю, что гибридный формат со временем придёт в школу и укрепится в ней. Сейчас есть некоторые препятствия. Не всем учителям будет легко освоить такой формат, плюс нужно учитывать ситуации, когда учеников нужно подключать онлайн, а когда нет. Например, если мы говорим о подключении отсутствующих по состоянию здоровья к уроку, нужно учитывать, позволяет ли состояние обучающемуся заниматься. Эту систему нужно проработать.

Лучкина Ольга: Мне кажется, мы вряд ли уже избавимся от гибридного формата обучения, ведь он полезен, в первую очередь, для учеников, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать на очных занятиях. Однако использование гибридного формата на постоянной основе пока невозможно.

Смотрина Маргарита: Когда нас только перевели в онлайн, выяснилось, что некоторые учителя уже работали в дистанционном формате, например, с учениками на домашнем обучении. Некоторые элементы и программы уже использовались до пандемии, просто с ее наступлением это стало более массовым и обязательным. Однако, на мой взгляд, полностью переходить в онлайн-формат не стоит. Нельзя рушить взаимосвязь, которая создается между людьми во время живого общения. При этом внедрять компьютерные технологии в очный формат обучения нужно.


* Instagram - запрещённая в России соцсеть.