Онлайн делает ученика соучастником учебного процесса – интервью с Максимом Булановым

Педагогика - это навык или призвание? А, может быть, что-то другое? Почему онлайн делает учителя ближе к ученику? И почему учителям важно участвовать в конкурсах? На эти вопросы ответил Максим Буланов - тьютор, преподаватель МГПУ и НИУ ВШЭ, создатель телеграм-канала "Бездетный тьютор" и ведущий подкаста РБК "Списать не получится". 

Онлайн делает ученика соучастником учебного процесса – интервью с Максимом Булановым

©

Педагогика это навык или призвание?

Педагогика – это, скорее, навык, потому можно освоить схемы, подходы, технологии и приемы. Иначе говоря, это некий теоретический и навыковый конструкт. Если говорить о призвании, то я считаю, что в свете актуальных теорий и разговоров, призвание - это развитость метанавыков и софтскилов, то есть способность быть внимательным, уважительным, уметь переучиваться, быть подвижным. И когда мы говорим, что у кого-то есть призвание, тем самым мы говорим, что у этого человека развиты или есть предрасположенность определенных навыков, которые попадают в skillset (набор знаний и навыков для определенной сферы работы) профессии, не проходя формального обучения.

А есть ещё что-то, кроме навыка и призвания?

Я бы добавил слово мастерство. Можно много знать, можно быть хорошим человеком, но при этом не быть мастером в педагогике и преподавании. Мастерство - это значит способность четко понимать, что ты делаешь, каким образом, почему, как не надо было делать и как следовало бы поступить. То есть это способность к высшему владению этими навыками и собой в работе. Рядом с навыками и призванием, я бы все-таки поставил мастерство. Это приходит с опытом и со временем.

Если говорить о контакте “учитель-ученик”, какие возможности дает онлайн? О недостатках все уже знают, но о возможностях мало кто говорит

Классный вопрос. Самая главная возможность - признать существование смешанной реальности, в которой мы все живем. Раньше же, да и сейчас, наверно, тоже, технологии запрещаются в классе и в школах. Люди по-прежнему ссылаются на какие-то уже древние исследования, сделанные в досмартфонную эпоху о влиянии экранов на наше развитие. И я понимаю, что переход к дистанционному обучению просто посмеялся в лицо всем тем, кто говорит, что мобильные телефоны, компьютеры, планшеты всё нам портят. Если взять картинку повседневной жизни учащегося, то человек чуть ли не с рождения постоянно с экраном. Когда же мы начинаем преподавать, используя технологии, мы открываем глаза ученику на то, чем являются на самом деле технологии, и делаем тем самым шаг к тому, чтобы его из потребителя превратить в соучастника.

Почему учителям важно участвовать в конкурсах, например, в таких как “Урок для учителя”?

Участвовать в конкурсе важно, чтобы быть видимым. Часто бывает такое, что мы, работая в своей организации, как будто замыкаемся на этом круге людей. И конкурсы дают возможность себя показать, других посмотреть, и, может быть, найти свое сообщество. С другой стороны, участие в конкурсе - это весело, потому что, если конкурс придуман и проработан хорошо, то можно отлично провести время. А если он ещё и организован по-умному, то можно очень многому научиться. Например, в конкурсе “Урок для учителя” есть великолепная возможность прочувствовать на себе, что такое критериальное оценивание, как это работает, побыть в шкуре учащегося, когда перед тобой ставят вопросы, на которые нет правильного ответа, тебе нужно вступить в коллаборацию с незнакомыми тебе людьми, создать что-то новое, возможно то, что ты раньше не делал. И это может, с одной стороны, звучать как большой вызов, а с другой - быть пространством безопасной пробы. Мне кажется, что участие в конкурсах - это достаточно безопасный способ попробовать что-то новое. И при том, что, если все получится хорошо, получить с этого какие-то бенефиты. Резюмируя - видимость, чувство принадлежности к сообществу, возможность чему-то научиться новому, возможность безопасно попробовать себя в какой-то новой роли и получить обратную связь, которую, может быть, ты в обычной практике не получил бы.