Онлайн-уроки, недружный класс и мальчик, который боится крови
Мы поговорили с одним из разработчиков индивидуального тестирования, чтобы узнать, как составляли задания и на выявление каких качеств нацелены составители тестирования.
Ефимова Евгения Артемовна – преподаватель и аналитик в Институте образования НИУ ВШЭ. В НИУ ВШЭ окончила программу «Политология» и магистратуру по программе «Педагогическое образование».
– Как составляются вопросы для тестирования на выявление психологических преподавательских компетенций?
Методология, по которой мы составляли тест, называется «Тест ситуативных суждений». В его основе лежат кейсы из реальной практики. Мы собирали типичные ситуации от учителей, которые сами педагоги находят проблемными. Также мы разрабатывали новые ситуации по аналогии, которую дали нам учителя. Затем мы придумывали различные варианты разрешения этих ситуаций. Далее мы собрали команду экспертов (педагогики, методисты), которые должны были прорешать задания и тем самым выявить лучшие варианты ответа.
Полученный итог мы анализировали, дорабатывали и в результате получили первичный вариант. После этого задания должны были пройти процесс апробации. Апробация – это опрос определенного количества учителей, который позволяет выделить слишком легкие и сложные задания, или выявить задачи, которые плохо работают, например, результат этого задания не коррелируется с общим баллом. Апробирование проходило в школе «Покровский квартал» и в лицее НИУ ВШЭ.
Тест составляли, как минимум, 2-ое методистов, 2-ое психометриков, до 10 человек экспертов или около 100 учителей в апробации. Психометрики – это люди, которые разбираются в составлении инструментов измерения психологических конструктов.
Работа над тестом длилась 4 месяца: с декабря по март.
– На какие материалы вы опираетесь при составлении вопросов?
Педагогика – это ремесло. Здесь важно смотреть на носителей данных компетенций. Однако, чтобы наша работа опиралась не только на экспертные оценки, мы пытались делать двойную проверку. С одной стороны, мы доверяли экспертам, а, с другой, мы понимаем теоретический фундамент тестовых заданий. И, в конце концов, ко всем нашим заданиям можно найти подтверждения в исследовательской литературе.
– Кем и по каким критериям оцениваются готовые работы?
Это тест с автоматической проверкой. У нас есть несколько вариантов, которые генерировались для разных участников. И сильной стороной нашего теста является уравнивание вариантов. Не было такого, что один вариант сложнее, а другой проще. Это чисто математическая процедура. Мы навесили на определенные задания более или менее значимые коэффициенты, благодаря чему удалось уравнять шансы на успех для каждого участника.
– Если участник получил неудовлетворительный результат, какую литературу посоветуете изучить, чтобы отработать ошибки?
После тестирования каждый участник получит рекомендации по литературе.
– Какие качества вы пытаетесь выявить у участников олимпиады с помощью данного теста?
У нас есть 5 факторов успешного учителя:
Во-первых, успешный участник конкурса тот, кто может организовать учебный процесс с ориентацией на образовательный результат.
Во-вторых, этот учитель может создавать условия для активного обучения разных учеников, то есть ученик является субъектом, и он действует на уроке. Современный учитель должен принимать во внимание индивидуальные различия учеников.
В-третьих, учитель должен уметь организовывать формирующее оценивание и давать развивающую обратную связь.
В-четвертых, активно и грамотно пользоваться новыми технологиями. Преподаватель должен понимать какие конкретные задачи, например, повышение мотивации, он может решить с помощью определенных гаджетов и технологий.
И в-пятых, учитель должен уметь сотрудничать с учениками, родителями, коллегами и т.д. Учитель должен действовать уважительно и решать конфликты конструктивно.
– Как полученные знания во время подготовки или во время прохождения индивидуального тестирования могут пригодиться на практике?
Значимость заключается в том, что все ситуации, которые приведены в тестировании, взяты из практики. В процессе размышления над заданиями, учителя могут узнать какие-то новые вещи, выйти за пределы своего опыта, к которому они привыкли.
Ефимова Евгения Артемовна