Гибрид как новая реальность. Легко учителю, интересно ученику
Сегодня, когда информацию можно получить в два клика, сложно замотивировать школьника во время более долгих образовательных практик – уроков в школе, в первую очередь. На помощь приходит внедрение новых методик и современных технологий. Одна из них – гибридное обучение.
О гибридной модели обучения мир задумался ещё во время пандемии 2020 года и всемирной самоизоляции. Однако гибридное образование очень часто путают со смешанной формой обучения, а это совсем разные методики.
Гибридная форма обучения включает в себя как традиционные методы образования, так и компьютерные технологии. Гибридная модель предполагает возможность прохождения одного курса учениками в классе и учениками, которые по каким-либо причинам не могут посещать очные занятия.
Также при гибридной форме обучения урок может записываться на камеру, чтобы его смогли усвоить ученики, которые не смогли подключиться к занятию в назначенное время.
Смешанная форма обучения включает как офлайн, так и онлайн форматы в рамках одного курса. Учитель сам решает, какая часть курса будет проходить в онлайн-формате, а на какие предметы необходимо очное присутствие. В отличие от гибридной формы, основной упор идет на обучение в классе.
Гибридная методика образования характеризуется 3 факторами:
1. Совмещение коллективного и индивидуального обучения.
Коллективная форма обучения – работа в группах или всем составом класса. Индивидуальный формат рассматривается как работа учителя с одним учеником.
2. Использование синхронного и асинхронного обучения.
Во время асинхронного обучения ученик определенный процент материала изучает самостоятельно, с помощью онлайн-лекций, дистанционных курсов и других интернет-ресурсов. Благодаря синхронной методике образования ученик усваивает материал путем дискуссий и рассуждений в классе.
3. Сочетание формального и неформального обучения.Формальное обучение состоит из дедлайнов, определенной структуры и плана. Неформальное образование имеет свободный формат, чаще всего проходит вне учебного заведения и несет в себе более прикладной характер, например, выездные экскурсии, походы.
Для внедрения гибридного формата обучения учителю необходимо иметь компьютер или ноутбук с камерой, микрофон и умение пользоваться такими программами, как Zoom, Microsoft Teams и т.д.
Преподаватель должен продумать то, какая часть курса будет проходить в онлайн-формате, составить программу, определить цель и записать видео-уроки. Для удобства учителю можно создать какое-либо одно облачное хранилище, где можно держать все учебные материалы. А также важно определить, как будет происходить коммуникация с учениками (создать общий чат в социальных сетях или найти специальную интернет-платформу). Перед началом урока учитель должен объяснить правила работы на онлайн-платформе.
Успех данной методики обучения заключается в особенностях выстраивания учебного процесса:
1. Роль преподавателя преобразуется в роль наставника, который направляет ученика к правильному решению и более комфортному самостоятельному освоению учебного материала.
2. Ученик самостоятельно выстраивает свое расписание, что помогает развить навыки тайм-менеджмента. Дистанционная часть обучения проходит в удобное время для ученика, дополнительную информацию он ищет сам, что способствует формированию критического мышления и аналитических способностей.
3. Разрабатывается и развивается навык онлайн-коммуникации между учителем и учениками. При гибридном обучении многие вопросы решаются в дистанционном формате, что значительно экономит время как преподавателя, так и ученика.
4. Также учителю не придется объяснять один и тот же материал нескольким классам, достаточно записать одно видео и загрузить на определенную платформу.
В 2020 году онлайн-платформа Яндекс.Учебник провела тестирование по выявлению гибких и цифровых навыков педагогов, в котором приняли участие 100 000 педагогов из разных регионов страны. Результаты исследования показали, что 87% учителей набрали более половины правильных ответов от максимального показателя. Однако выяснилось, что чем старше учитель, тем сложнее ему даются задания.
Если учитель все-таки сталкивается с трудностями в использовании новых технологий, всегда можно попросить помощь у учеников. Информационные технологии приходят к детям естественным путем, поэтому для них не составит труда помочь в проведении урока с использованием компьютерных технологий. Также советуем сфокусироваться на положительных аспектах новых технологий. Ведь благодаря интернету учителю не придется объяснять один и тот же материал нескольким классам, достаточно записать одно видео и выгрузить на определенную платформу. Данная возможность облегчит работу учителям, а ученики, которые не могут посещать очные занятия, не будут отставать от класса.
За последнее десятилетие многие преподаватели уже начали практиковать гибридное обучение. А пандемия COVID-19 ускорила этот процесс. Необходимость осваивать новые методики помогает учителям выходить из зоны комфорта, узнавать что-то новое и развивать свои навыки.