• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И физики, и лирики. Почему междисциплинарный подход к обучению важен?

И физики, и лирики. Почему междисциплинарный подход к обучению важен?

Мы привыкли противопоставлять советскую и современную систему образования – они, действительно, далеки друг от друга. К примеру, советская система высшего образования была нацелена на подготовку высококвалифицированных кадров в конкретной сфере. Но рынок труда изменился – сегодняшним работодателям нужны сотрудники, которые смогут совмещать знания из различных сфер и подходить к задачам комплексно. Поэтому, чтобы ученики выходили из школы конкурентоспособными, важно применять междисциплинарный подход к обучению.

Как работает междисциплинарный подход?

Междисциплинарный подход размывает границы между преподаванием традиционных узконаправленных предметов и обучением в рамках более обобщающих тем. Цель междисциплинарного подхода к обучению – поощрение любознательности ребенка и развитие его исследовательской активности. Ребенок, который умеет самостоятельно добывать новые знания, может принимать решения в различных ситуациях, а также эти навыки помогут справиться с трудностями обучения в среднем и старшем звене школы.

Междисциплинарное обучение устанавливает связь между узконаправленными дисциплинами, что обеспечивает целостность образования, тем самым формирует полную картину мира в глазах ученика. 

В его основе лежат два простых метода:

1.    Исследования. Ученик приобретает новые знания через собственное исследование: проект, доклад, видео-презентация и т.д. Обучение носит творческий характер и не имеет стандартизированного шаблона.

2.    Отсутствие образца. Ученики не ограничены в материалах и ресурсах, им предоставляется полная свобода выбора.

Такие методы обучения нацелены на развитие творческого, креативного, критического мышления, способности к исследовательским работам и самостоятельность в обучении. Преподаватель должен научить ученика самостоятельно организовывать образовательный процесс, стимулировать к развитию новых идей, разрушающих общепринятый взгляд.

Также междисциплинарный подход помогает повышать интерес учеников к таким трудным предметам, как алгебра, геометрия, физика. Если полностью перейти на междисциплинарный подход к обучению нельзя, то рекомендуется периодически проводить интегрированные уроки.

Что такое интегрированный урок?

Интегрированный урок – это совмещение двух или более предметов в рамках одного занятия. Это особый тип урока, на котором учитель при объяснении одной темы использует понятия и термины из других областей. Целью такого урока является раскрытие общих закономерностей, за счет которых ученик сможет применять данные знания в жизни.

Интегрированный урок отличается содержанием и структурой. Такой урок решает не отдельное множество задач, а их совокупность. Форма урока может быть абсолютно разной. Главное предоставить ученикам нужное количество материалов для самостоятельного изучения. Урок должен показать единство мира и человека, что все взаимосвязано. В процессе обучения ученики должны использовать анализ, классификацию, сравнение и обобщение.           

Форматы интегрированного урока

У интегрированного урока есть несколько форматов проведения:

      1.   Последовательный. Например, совмещенный урок ИЗО и музыка. Сначала ученикам дают слушать классическое произведение, они его обсуждают. А затем, изображают свои впечатления на холсте в рамках заданной темы.

      2.    Поочередный. Учителя несколько раз переключают внимание с одного предмета на другой.

      3.    Параллельный. Например, во время рисования ученики знакомятся с музыкальными произведениями.

Как провести интегрированный урок?

Проведение интегрированного урока несколько сложнее традиционных занятий. Но, если придерживаться этих простых советов, то трудностей не возникнет.

1.    Четко сформулируйте цель и задачи урока, чтобы составить программу;

2.    Обозначьте временные рамки, когда ученики работают в больших группах, а когда индивидуально или в паре;

3.    Распределите роли между учителями, если их двое. Один может быть ассистентом, другой «ведущим». Или каждый может отвечать за свой профиль;

4.    Заранее подготовьте раздаточный материал и аудиовизуальную часть.

И, главное, не бойтесь экспериментировать. Ведь для создания такого урока учителям не обязательно переделывать весь учебный план, достаточно начать включать в стандартные уроки знания других дисциплин, а ученики точно оценят нестандартный подход к занятию.